Знаете ли вы, что вот уже 10 лет города Европы, Северной Америки, Австралии один за другим отказываются от питьевой воды в бутылках. Сомнительное качество продаваемой воды, пластиковое загрязнение окружающей среды, огромные расходы на транспортировку воды – вот неполный перечень причин, по которым муниципалитеты запрещают покупать бутилированную воду для своих офисов, городских праздников, университетов и т.д.
Рынок бутилированной воды – отличный пример для учебника рекламы и пиара. Потому что именно продуманная реклама и удобная упаковка создали «водный» бизнес с его многомиллионными оборотами.
Начнём с истоков. Когда-то давно вода в бутылках была представлена только водой из минеральных источников. Evian и Perrier – на мировой арене, Боржоми и Ессентуки – на отечественной. И это был так себе бизнес, средней руки. Всё началось тогда, когда человек по имени Густав Левен купил источник Perrier. В 1977 году он вложил 5 млн долларов на рекламу воды в США. Ему говорили, что это безумие. Ведь среднестатистический американец выпивает всего 4 литра бутилированной воды в год. И не может «просто вода» стать популярным напитком на родине Coca-Cola. Однако в рекламе вода Perrier подавалась как элитная вода из Франции, купить которую может только обеспеченный человек. Жажда престижа сработала! И за 3 года продажи Perrier в США выросли в 30 раз!
А в конце 80-х очень кстати подоспела и упаковка из пластика ПЭТ (полное название полиэтилентерефталата). Дело в том, что до ПЭТ бутылки для воды изготавливались из тяжелого, тусклого и дорогого поливинилхлоридного пластика. ПЭТ, благодаря своей лёгкости, прозрачности и дешевизне, сразу стал привлекательной упаковкой. Подумайте (или вспомните!): до пластиковой бутылки – воду с собой взять было невозможно! Ну не ходить же с фляжками, как туристы! Пластиковая бутылка и пластиковая же, плотно закручивающаяся, крышка позволили миллионам людей брать воду с собой: на работу, на прогулку, в путешествие. Легко, удобно и сухо.
И началось!
Производители Pepsi и Coca-Cola не стали заморачиваться с поиском минеральных источников на территории США. Они просто очистили водопроводную воду методом обратного осмоса, ультрафиолетом, обогатили озоном, добавили ничтожное количество минералов и всё! Aquafina от Pepsi, Dasani от Coca-Cola – готовы! Годами налаженные схемы сбыта позволили этим гигантам поставлять воду из водопровода в сети магазинов и ресторанов. Огромные рекламные бюджеты обеспечили лучшие места для выкладки их продукции.
Мода на спорт – тоже сделала своё дело. В 80-е американцы поголовно занимались аэробикой, в 90-е бегали трусцой сломя голову, в нулевые – застыли в позе лотоса. И всё это – с бутылкой воды за компанию.
Реклама, упаковка и мода – вот три кита успеха бутилированной воды. А вовсе не качество продукта. И тот факт, что сегодня производители напитков не тратят баснословные деньги на рекламу воды, а предпочитают вкладываться в продвижение газировки и энергетиков, говорит только об одном: незачем рекламировать товар, который и так хорошо продается. Ведь рядовой потребитель уверен, что вода из бутылки вкуснее. Хотя опыты и у нас, и за рубежом, в том числе и с участием слабовидящих людей, у которых вкусовые рецепторы развиты лучше, чем у зрячих, говорят об обратном.
Тогда зачем покупать воду сомнительного качества? Зачем оплачивать транспортировку и рекламу воды в инстаграме какой-нибудь дивы? К чему вносить печальный вклад в пластиковое загрязнение? Ведь есть простое решение: покупаете многоразовую бутылку, наливаете в неё воду, отфильтрованную дома, и берёте с собой!